«Первый этап на пути к большой фотовыставке – это повесить лучший снимок у себя дома, в классе, в школе»

Мы успели поместить фотовыставку в Художественном музее до объявления нерабочих дней по всей стране. Cейчас фотовыставка «За каждым снимком - жизни след...» доступна для зрителей в онлайн формате на сайте фестиваля «Человеческое Кино». Здесь можно их не только увидеть, но и проголосовать за лучшего, на ваш взгляд, автора. Ведь выставка – это часть фотоконкурса в рамках Ежегодного Международного фестиваля экранной культуры «Человеческое Кино». Часть, безусловно, очень важная и даже приобретающая свойства самостоятельного организма. Складываясь из отдельных работ разных авторов, в конце концов, фотовыставка сама становится цельным произведением. Какой фоторассказ сложился в этом году? Мы поговорили об этом с координатором фотоконкурса Андреем Владимировичем Баулиным.

Андрей Владимирович Баулин
Профессиональный фотограф с 40-летним стажем, преподаватель курса фотографии в Академии кино и телевизионного мастерства ОК «Наша Школа», Член Союза фотохудожников и Союза журналистов России, участник многочисленных фотовыставок, организатор фотолюбительского движения Новосибирска, член жюри фотоконкурса в рамках Ежегодного Международного фестиваля экранной культуры «Человеческое Кино»



- Андрей Владимирович, в этом году на фестиваль прислали около 600 фотографий в номинацию «Лучшая фоторабота». Из них Вы отбирали наиболее достойные для выставки. По какому принципу?
- Я хотел показать, что ребята видят мир очень разнообразным. Они видят его бесцветным, они видят его и в цвете. Цвет не просто сам по себе (сейчас цветом никого не удивишь), а как они этот цвет воспринимают. То есть каждый цвет включенный – он имеет характеристику, он имеет настроение. И вот работы отбирались как раз с таким направлением: где цвет нес функцию определенную. Затем работа над формой. Как они связь выстраивают цвета с формой. Не говоря уже про содержание. И попытки есть везде.
- Они сознательные?
- Не обязательно они должны быть полностью осознанные. Но они должны идти как бы изнутри – вот самое сложное.
- И тогда, наверное, важно, что Вы как член жюри это отметили?
- Да, это обязательно должно быть для ребенка… Бывают такие моменты, когда он делает снимки, не считая их удачными. Поэтому задача педагога – нацелить на понимание его же собственной работы, его же собственного достижения. Мы видим не просто работы ребят, а, совершенно однозначно, это работа ребенка и педагога. Потому что если я вижу неудачную работу ребенка, то, прежде всего, это вопросы к педагогу. И чем мне нравится работа по созданию выставки – потому что я вижу их коллективный труд. Удовлетворение есть от того, что у нас есть педагоги, которые работают плодотворно в этом плане, я вижу по результату. Прежде всего, это наши постоянные участники – фотошкола ZOOM, «Птичка». «ZOOM» – это наши рекордсмены по количеству учеников, о которых можно говорить. Эти участники предлагают приобщиться, глядя на их работу, и там есть о чем подумать. То есть фактически в каждой работе есть попытка как-то выразиться, более или менее успешная. Есть еще их собратья в Академгородке – «САМиGO»…

Очень сильно выступили дебютанты наши в этом году – «Мир в объективе», они очень тщательно подошли к отбору. Это работы очень достойного уровня. Есть образцы.
- Так вот ребята отобрали уже из своих работ, на их взгляд, самые-самые, отправили на фестиваль, а уже из них Вы выбрали фаворитов, которые пошли на выставку. Что участники могут про себя понять, увидев избранные свои работы на выставке?
- То, что они вместе с преподавателем выбрали, оказывается одобренным. Попав на выставку, получается, что работа выделена из ряда его же (автора) собственных работ. Две трети ведь не попало на выставку. Для меня еще важно, чтобы участник, видя свою работу на выставке, смотрел шире: смотрел на соседние работы. Выставка, по задумке, выстраивалась именно во взаимодействии. Намеренно делалась не по коллективам, не по авторам. Получилась мозаика. Каждая деталь мозаики – смальта – она имеет свою координату, это каждая отдельная фотография. И из таких кусочков я пытался создать единую картину: соседние снимки взаимодействуют между собой. Может быть, мне и не удалось это, но была такая попытка. Судить зрителям.
- Пока у зрителей нет возможности лично оценить фотовыставку, что вы можете сказать о работах вообще? Что в этом году особенного?
- Нынче было наибольшее количество фотосерий. Но это требует немного другой формы работы с фотографией, и оказалось, что эта форма – она еще мало разработанная, большинство серий оказались неудачными именно как фоторассказы. Тут нужна достаточно кропотливая и целенаправленная работа. Потому что должен получиться такой рассказ из нескольких фотографий, когда одна фотография дополняет последующую, соседнюю.
- А чего серии могут касаться? Они в разных жанрах могут быть: и репортаж, и портрет, и пейзаж?
- Да, что угодно. Кстати, чего нам бы хотелось больше – это репортажей о школьной жизни. На прошлой выставке их было много. А вот в этой выставке почему-то не так это участниками предлагалось. Хотя они рассказывали о своей жизни, но это было вне школы.
- А почему о школьной жизни хотелось бы больше фотографий?
- Потому что они ведь сколько времени проводят в школе! И там же происходят разные события, совершенно другая жизнь. Есть жизнь дома, есть жизнь на улице, во дворе, и есть в школе. Это примерно три основные блока. Ну и есть их внутренняя жизнь, их внутренний мир. Фактически он приоткрывается как бы косвенно, и если это получается, это великолепно. Но мы такую сверхзадачу пока не ставим. Тема мой дом, моя школа, мой класс – это трудные темы.
- Может быть, ребятам это кажется, наоборот, примитивом? Почему это сложные, на Ваш взгляд, темы?
- Ребенок видит, что каждый день все одно и то же: дома, на улице, в школе… Но наша задача – научить ребенка видеть новый миг: чем сегодняшний день отличается от вчерашнего, ожидание завтрашнего. Что происходит в семье сегодня? То есть наблюдательность. Тренировка наблюдения – она должна быть ежедневной. В школе, конечно, труднее организовать съемку: нужно получить разрешение учителя, одобрение одноклассников и т.д.
- А зачем нужно тренировать наблюдательность, на Ваш взгляд?
- Во-первых, это само по себе отношение к жизни. Увидеть то, что вообще происходит вокруг. А тем более – вычленить что-то наиболее важное с его точки зрения. Проанализировать момент, считать его, чем все это отличается. Потому что каждый твой снимок отличается от того, как сделал бы кто-нибудь другой. Твое личное отношение должно проявляться даже в том, как ты момент выбираешь, высматриваешь. В этом твоя индивидуальность, твоя позиция, в конце концов, вырабатывается. И фотография – это возможность свою личность, свой взгляд на жизнь заострять, чтобы ребенок понимал, что его взгляд – особенный, отличается от других. Это во-первых. А во-вторых, этот момент фотографический – он может зависеть непонятно от чего. Ведь есть еще что-то такое, что объяснить нельзя, спонтанность что ли. Вот взял и нажал, как будто бы не думал. Это противоречивая позиция, на первый взгляд. То есть мы говорим о продуманности, о логике, а тут нажал – и что-то получилось.
- Но ведь чтобы в этом случайном снимке потом что-то увидеть, тоже нужна голова?
- Да, проявить качества мыслительные, аналитику готового материала.
- То есть наблюдательность, в свою очередь, тренирует более глубокие вещи?
- Дает материал и тренировку. Получается, что они все взаимосвязаны, закольцовываются. Но это сверхзадача. Кстати, фотовыставка в этом смысле дает еще один значимый момент: позволяет ребятам увидеть не только свои работы, но и сопоставить их с кадрами своих сверстников. Даже увидеть им самим со стороны свой мир, каким они его представляют. Это поколение, которое формируется уже со своим взглядом. И не важно, будут ли они заниматься фотографией серьезно, но она будет уже с ними. Они будут уже критиками. Они должны уже в визуальном продукте научиться отделять хорошее от плохого. Мусора же сейчас вал просто. Наша работа – это попытка каким-то образом привить иммунитет против негативного, что их окружает, и это будет с ними в будущем дальше.
- Все равно выставка – не просто выставка. Это еще и конкурс. Когда будет работать жюри, и что будете оценивать?
- Жюри работает на самой выставке. В связи с последними событиями, работа будет проводиться сразу, как Художественный музей откроется. Мы обычно не сужаем рамки отбора победителей. Мы стараемся как можно больше ребят отметить с разных сторон. Каждый член жюри может отдать свой голос любой работе, в любом количестве. Обязательно будем выбирать лучший снимок на школьную тему и на тему семьи. А остальные идут как бы в целом. Члены жюри голосуют за работы, а по сумме баллов даем главный приз лучшему коллективу.
- В этом году еще приз зрительских симпатий учрежден он-лайн голосованием, верно?
- Да, новые формы надо осваивать тоже. Когда музей откроется, мы будем еще такую работу проводить, чтобы коллективы участвующие приезжали на эту выставку, посмотрели свои работы и чтобы каждый коллектив выбрал победителя от своего имени и учредил свой приз, помимо жюри. Затем у нас есть традиция, что Художественный музей награждает 2-3 работы от своего имени. В общей сложности, победителей у нас бывает десятка полтора. Сейчас будет больше, наверняка, так как работ выставлено тоже больше, чем в прошлые годы.
- Для поощрения творческих порывов?
- Да.
- А бывает, что фотография на экране монитора смотрится одним образом, а в раме, за стеклом, на стене – уже по-другому?
- Да, бывает. Чтобы достичь хорошего результата, нужно иметь опыт, опыт печати фотографий. Это то, что сейчас, к сожалению, резко снизилось. Фотография – это не то, что мы в компьютере имеем, а это отпечаток, который мы держим на руках, который мы храним в альбоме дома, то, что мы вешаем на стену дома. И лучшее, что мы можем принести на выставку – это, можно сказать, высшая оценка и лучший момент жизни этого изображения, когда могут другие прийти посмотреть. Интерес к этой работе должен быть у любого человека. Потому что она решает какие-то общие вопросы, тема касается всех, а не только узкого круга, и сделана, естественно, по законам эстетики, по канонам культуры и т.д. Мы должны знать, как работа переносом с монитора в печатный вид преображается: она может гаснуть или наоборот. Нужен опыт визуальной работы. У нас молодые участники, поэтому качество не всегда позволяет напечатать большие фотографии. Одну работу пришлось сделать в виде коллажа из шести снимков, потому что разрешение каждого было совсем маленькое. Первый этап на пути к большой фотовыставке – это повесить лучший снимок у себя дома, в классе, в школе.
- Спасибо, Андрей Владимирович. Успехов участникам, выставке и радости будущим посетителям!
- Всего доброго!
беседовала Анастасия Кравченко (PRAXIS-TV)