Новости фестиваля

А я хочу не стать, а быть!

С 18-го по 21-ое апреля в Новосибирске состоялся Десятый Международный Фестиваль Экранной культуры «Человеческое Кино». В нём приняли участие различные детско-взрослые студии кино, теле и фото мастерства. Это довольно редкое явление, ведь обычно фестивали кино проводятся среди опытных профессионалов в этой сфере. Тем не менее, фестиваль «Человеческое Кино» целенаправленно приглашает к участию не только и совсем не обязательно будущих режиссеров, актёров или журналистов.

В основном участники фестиваля – это школьники и студенты. В этот период жизни человеку сложно с точностью сказать кто он – будущий журналист, актёр или же экономист. Но, несмотря на этот факт, сегодня выбора направления своей будущей деятельности требуют от ребёнка уже в 9-ом и 11-ом классах: ученик для сдачи экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) должен выбрать дополнительные предметы для углублённого изучения. Также, переходя в девятый класс, в большинстве школ подросток должен выбрать профиль своего дальнейшего обучения: гуманитарный, физико-математический или химико-биологический. Закончив школу, выпускник выбирает высшее учебное заведение и профессию, которые соответствуют его профилю и экзаменационным предметам. Однако в реальной жизни данная цепочка чаще всего прерывается, и мало кто действительно работает по специальности, на которую он учился в ВУЗе и в профильном классе. В чём же причина подобного несоответствия?
Вернёмся к школьному возрасту ребёнка. По какому принципу он выбирает дополнительные экзаменационные предметы? Чаще всего есть два варианта. Первый: ученик выбирает предмет, который он знает лучше всего и, соответственно, ему не понадобится много усилий для его сдачи. Второй и более распространённый вариант: ученик выбирает предмет, который ему наиболее интересен, и он хочет разобраться в нём, попробовать свои силы, но что это значит «интересен»? Часто бывает, руководствуясь интересом, человек выбирает определённое направление, но затем, изучая его подробнее, интерес пропадает, человек «разочаровывается» в выборе и оказывается в состоянии, когда приобретённые им знания и навыки бесполезны. Такая ситуация неудивительна, поскольку, когда мы чем-либо интересуемся, мы видим лишь результат (красочное выступление артистов, успешное предприятие, спортсменов, занимающих первые места), но на самом деле за этой красивой картинкой стоит долгий труд, который не всегда интересен и приносит удовольствие. Так разве может человек, особенно ребёнок, выбрать какое-либо направление, если в повседневной жизни он видит лишь «одну сторону медали», если он не знает, что значит на самом деле быть ведущим новостей, поскольку всего один раз был на экскурсии в телестудии и видел несколько передач по телевизору? Разумеется, нет, заинтересованность или яркое впечатление не может быть единственным критерием при выборе своей будущей профессии. Ещё один важный момент – практические площадки, где у ребёнка будет возможность не просто со стороны посмотреть на интересующую его деятельность, но и самому включиться в неё: брать на себя ответственность за определённую часть совместного дела, ошибаться и исправлять ошибки, обучаться у профессионалов и вместе создавать реальный (нужный, «неигрушечный») продукт.
Однако также стоит учитывать, что участие в определённом проекте или производстве (практической площадке) не обязывает ребёнка к выбору именно этого направления в своей будущей профессиональной деятельности. В школьном возрасте не столько важно, чем конкретно занимается ребёнок, поскольку он в любой момент может передумать. Важно то, насколько навыки и способности, приобретённые им в одной деятельности связаны и помогут ему в новой. Эта связь может существовать при условии, что на практических площадках, помимо обучения непосредственно узконаправленным навыкам, ребёнок будет приобретать так называемые soft skills (надпрофессиональные, гибкие навыки). Например, обучаясь журналистике, ребёнок кроме правильной дикции, написания закадровых текстов может также обучаться таким навыкам как порождение идеи, коммуникация, позиционирование, а навык позиционирования нужен не только хорошему журналисту, но и, например, политику или бизнесмену, да и любому, сознательно действующему Человеку.

Возвращаясь к началу статьи, становится более понятно зачем на фестиваль, тесно связанный с Кино, приглашают совсем не обязательно будущих киношников. Дело в том, что Фестиваль Экранной Культуры «Человеческое Кино» - это одна из реально существующих на данный момент практических площадок, участие в которой позволит ребёнку не просто «выбрать» свою будущую профессию, оно позволит ему самоопределиться, то есть принять осознанное, взвешенное решение, за которое он будет нести ответственность. Ведь участие в фестивале сочетает в себе как интерес ребёнка к данному направлению, так и реальный опыт и практику работы в детско-взрослой команде и создания медиапродукта.

Дорошкова Кира - студентка АКиТМ ОК «Наша Школа»